Ни для кого не секрет, что вода имеет огромное значение в жизни человека. Регулярное употребление достаточного количества чистой воды – залог хорошего самочувствия людей в любом возрасте. Особенно важно насыщение организма водой для детей, так как они постоянно растут.
Вода нужна ребенку на всем протяжении роста и развития, начиная с рождения. С началом обучения в школе потребность в ней возрастает, так как ребенку приходится тратить энергию не только на привычную физическую активность, но и выдерживать высокую умственную и эмоциональную нагрузку. Организации питьевого режима для детей школьного возраста и посвящена эта статья.
Особенности водно-солевого баланса детского организма
Совокупность процессов поступления воды и электролитов в организм, распределение их по организму и выделения из него называется водно-солевым обменом. Электролиты – это минеральные соединения, обладающие электрическим зарядом. Они содержатся в тканях организма и в крови в виде растворов солей. Электролиты обеспечивают продвижение в клетки организма питательных веществ и выводу из них продуктов обмена, поддержанию водного баланса в организме. Жидкости в теле человека не застаиваются, в анатомических пространствах непрерывно функционируют фильтрационные, диффузионные, секреторные и осмотические механизмы.
Особенность водно-электролитного обмена у детей заключается в его чрезвычайной нестабильности. В детском организме может очень быстро возникнуть как дегидратация, так и состояние избытка воды. Вместе с изменением водного содержания меняется и количественный и качественный состав необходимых солей.
Вода и электролиты выводятся из организма с мочой, каловыми массами и посредством испарения через легкие и кожу. Потери жидкости путем испарения и вместе с частью мочи являются необходимыми для организма, так как этот процесс позволяет выводить из организма растворенные токсичные вещества. Этот объем выводимой жидкости соответствует тому минимуму, который человек должен восполнить в обязательном порядке.
У детей путем испарения через кожу и легкие выводится до 50-70 % жидкости, а интенсивность этого процесса в два раза выше, чем у взрослых. Это объясняется относительной незрелостью почек детского организма. Кроме того, следует учесть, что потери практически не зависят от содержания воды в организме. Достаточно ли ее в организме ребенка или наблюдается дефицит – потери будут регулироваться температурой тела и окружающей среды, частотой дыхания. Именно поэтому риск быстрого возникновения дегидратации у детей очень велик.
Рецепт хорошей успеваемости – вода
К чему приводит недостаток воды
Дефицит воды в организме приводит к ухудшению самочувствия, снижению концентрации и быстрой утомляемости. Если ребенок часто пребывает в таком состоянии, он становится менее активным и хуже учится.
Как часто в школе можно наблюдать утомленных, сонных, раздраженных детей, с трудом воспринимающих информацию на уроках. И далеко не всегда дело в приписываемой ученикам лени и безответственности. Чаще всего у ребят просто нет сил и энергии, чтобы справляться со школьной программой.
К счастью, сегодня большое внимание уделяется исследованию причин такого состояния детей. Медики совместно с педагогами выявили целый ряд предпосылок, оказывающих огромное влияние на самочувствие, активность и успеваемость детей. Среди них особо выделяются режим сна и отдыха, семейная атмосфера, качество питания. Но не менее значимую роль специалисты отводят питьевому режиму.
Быстрая утомляемость, отсутствие интереса к происходящему, вялость, рассеяность внимания – все это результат недостатка воды в организме школьника. Мозг человека –это самый требовательный к воде орган . Только при достаточном его насыщении водой мозг способен эффективно функционировать.
Дети не всегда знают, что им хочется пить
В отличие от взрослого, ребенок не всегда концентрируется на своем самочувствии. В его жизни есть огромное количество других, более интересных забот. Поэтому возникшее у него чувство жажды он может пропустить. А, как известно, симптомы обезвоживания в организме начинают проявляться гораздо раньше, чем человек начинает ощущать недостаток воды.
Наблюдения за учащимися школ показали, что дети практически не пьют воду самостоятельно. Ощущение потребности в воде была отмечена только у учеников, активно занимавшихся физкультурой и у школьников, увлекавшихся на перемене подвижными играми на улице в жаркую погоду. Основная масса детей в обычных школьных условиях практически никогда не ощущают потребности в воде!
Отсутствие заний о потребности организма в чистой воде и, как следствие, отсутствие выработанной привычки регулярно пить воду приводят к тому, что дети отдают предпочтение сокам, чаю, кофе, а чаще всего сладким газировкам. Кроме того, что эти напитки не способны в полной мере насытить организм водой, они являются еще и поставщиками избыточного сахара, искусственных красителей, ароматизаторов и консервантов.
Родителям следует помнить о том, что употребление соков в неограниченном количестве не может являться полноценным вариантом питьевого режима. Безусловно, в них содержится определенное количество необходимых ребенку витаминов, но сахара в особо доступной форме в них не меньше, чем во многих газировках. Также нельзя компенсировать нехватку воды кофе или чаем. Кофе имеет ярко выраженное мочегонное действие, поэтому частое употребление этого напитка может приводить к усилению дегидратации.
Активность мозговой деятельности зависит от воды
Мозг человека на 85% состоит из воды, он очень чувствителен к ее недостатку. Известно, что потеря даже 1% воды на длительное время приводит к снижению эффективности деятельности мозга. Нервные клетки мозга, в отличие от других клеток организма, не воспроизводятся. Поэтому обезвоживание оказывает такое сильное воздействие именно на мозговую деятельность. Нужно ли удивляться, что успеваемость ребенка в школе напрямую связана с его питьевым режимом?
Мудрая природа заложила в организм человека мощную программу самосохранения. Мозг занимает в организме приоритетное место. Именно потому, что нервные клетки мозга не восстанавливаются, все ресурсы нашего тела направлены на их сохранение. При длительном обезвоживании наш организм переходит в состояние экономии имеющейся воды и ее жестком перераспределении.
Организм по-прежнему старается обеспечить мозг водой в том количестве, которое ему требуется, «отбирая» ее у других органов или даже полностью «отключая» некоторые функции организма. Астма, аллергия, гастрит, заболевания почек – далеко не полный перечень тяжелых последствий стойкого хронического обезвоживания организма ребенка.
Действительно, при длительной дегидратации не просто ухудшаются результаты учебы ребенка, обезвоживание приводит к серьезным проблемам со здоровьем различной направленности.
Детский уролог-андролог, профессор, доктор медицинских наук Дмитрий Игоревич Тарусин, внесший огромный вклад в разработку программы профилактики заболеваний мочевыделительной системы детского организма, дает простые, но очень важные советы по организации питьевого режима: «Ребенка очень важно приучить с детства пить простую воду. Это очень важная и здоровая привычка на всю жизнь. Вода является одним из самых полезных напитков. В ней нет калорий, нет ничего лишнего и вредного. Она поддерживает необходимый баланс жидкости в организме».
Как научить ребенка регулярно пить воду
Как же помочь ребенку научиться регулярно пить чистую воду? Очень хорошо, если в учебном учреждении будут созданы условия для беспрепятственно доступа детей к чистой воде. Сегодня для этого имеется много возможностей.
Рынок питьевой бутилированной воды практически повсеместно предлагает качественную сертифицированную продукцию, соответствующую требованиям, предъявляемым к организации питьевого режима детей. Для удобства и соблюдения гигиенических норм имеется большой выбор устройств для розлива воды и посуды одноразового использования.
Если таких условий в школе, где учится ваш ребенок, нет, следует ежедневно давать ему с собой небольшую бутылочку с чистой водой. Естественно, возможность всегда получить чистую воду у ребенка должна быть и дома. На первых порах ненавязчиво напоминайте ему о том, что следует немного попить.
Отдавайте предпочтение той воде, которая нравится вашему ребенку, при условии, что она является чистой и полезной. Следует помнить, что кипяченая вода, являясь безопасной, физиологически неполноценна. Если у ребенка есть предпочтения в выборе формы и дизайна сосуда для воды, обязательно учитывайте их, ведь дети очень чувствительны к подобным деталям.
По рекомендациям ВОЗ детям в возрасте пяти лет следует пить около 1-1,5 л воды в день, десятилетнему ребенку требуется 1,75 л, а старшеклассники нуждаются примерно в 2 л воды в сутки.
Питьевой режим во время экзаменов
Особое внимание питьевому режиму ребенка нужно уделить в период повышенных умственных и эмоциональных нагрузок. Речь идет о периоде подготовки и сдачи экзаменов, итоговых аттестаций. Необходимо следить за наличием чистой питьевой воды дома, а также позаботиться о том, чтобы ребенок взял с собой на экзамен небольшую бытылочку с чистой негазированной питьевой водой.
Кроме того, постарайтесь убедить его в том, чтобы он не забыл во время экзамена несколько раз сделать по 1-2 глотка из этой бутылочки. Организм, получив дополнительное количество воды, незамедлительно активизирует мозговую деятельность.
Питьевой режим юных спортсменов
Что происходит в организме спортсмена
Безусловно, профилактика обезвоживания играет огромную роль в повышении успеваемости учащихся. Но не менее важно соблюдение грамотного питьевого режима для детей, регулярно занимающихся тем или иным видом спорта. Усиленный обмен веществ в организме юного спортсмена объясняется повышенными физической и эмоциональной нагрузками.
Недостаток жидкости в организме активного ребенка ведет к нарушению терморегуляции и замедлению набора мышечной массы. В зависимости от индивидуальной массы тела и интенсивности потоотделения, за час тренировок организм теряет от полулитра до полутора литров жидкости, а это составляет около 2% от общего веса тела.
Известно, что в организме здорового взрослого человека в течение суток через почки прогоняется около 20 л жидкости. Излишки воды объемом 1-2 л будут незаметны для организма, так как они довольно быстро выведутся естественным образом. А вот недостаток того же количества воды практически сразу отразится на состоянии организма и самочувствии. Сделав поправку на конкретный вес ребенка, можно приблизительно представить, недостаток какого количества воды вызовет ощутимые признаки дегидратации.
Как проявляется обезвоживание
Обезвоживание у юного спортсмена можно распознать уже по первым признакам:
- существенное снижение веса ребенка после занятий по сравнению с его весом до начала тренировки
- вялость, ухудшение координации, рассеянность
- сильное напряжение в мышцах, судороги
- головокружение, тошнота
- жжение в области желудка
- сухой кашель, першение в горле, осипший голос
- темная моча с резким специфическим запахом.
При возникновении одного или нескольких перечисленных симптомов незамедлительно нужно принять меры для устранения дефицита воды в организме, причем делать это следует постепенно, предлагая ребенку пить часто, но понемногу. Однако, обезвоживание лучше предупредить с помощью правильно выстроенного питьевого режима до начала занятий, во время тренировки и после нее.
Сколько и когда нужно пить юному спортсмену
До начала физических занятий ребенку рекомендуется придерживаться одного из двух вариантов предупреждения обезвоживания. В первом случае за три часа до тренировки ребенку нужно выпить два стакана чистой воды. Второй вариант предусматривает прием 250 мл жидкости за полтора-два часа до тренировки и еще 150 мл за 15 минут до начала занятий. Оба способа эффективны для предотвращения чрезмерных потерь жидкости в организме, поэтому можно использовать тот, который больше подходит ребенку.
Необходимо учитывать и внешние условия: если тренировки будет проходить в душном жарком зале, то количество жидкости следует немного увеличить, а температуру ее можно снизить.
Если до тренировки часть воды можно заменить, например, фруктовым чаем, то во время тренировки лучшим напитком является чистая вода. Она предохраняет мышечные ткани от обезвоживания, восстанавливая объем плазменной крови. Каждые 10-20 минут ребенку рекомендуется пить воду маленькими порциями, не превышающими 50-100 мл.
Для каждого вида спорта существует свой питьевой режим. Так, легкоатлеты на длинных дистанциях теряют очень много жидкости, которую, конечно, можно восполнить посредством питья, но поглощение такого количества воды затруднит продолжение соревнования. Поэтому бегуны предпочитают чаще обливаться.
Боксеры также почти не имеют возможности пить воду во время боя, так как это вызывает дискомфорт и тяжесть в желудке. Поэтому при ощущении жажды они полощут рот водой, смачивают лицо.
После интенсивной тренировки юному спортсмену рекомендуется обязательно взвеситься, в течение двух часов после этого необходимо выпить воды из расчета 400 мл на каждые 0,5 кг потерянной массы тела. Вода должна быть комнатной температуры.
Питьевой режим – это не бесконтрольное поглощение как можно большего количества воды, а грамотно сбалансированный по объему и времени процесс. Знаменитый марафонец Тим Ноукс в одной из своих книг написал: «Есть доказательства, что необходимое употребление воды улучшает производительность, но выше необходимого не дает дополнительного эффекта. А чрезмерное употребление воды может быть фатальным».
При больших физических нагрузках вместе с потом из организма выводится достаточно много натрия, меньше – магния и калия. Поэтому после тренировки для быстрого восстановления плазмы крови рекомендуется пить воду с добавлением соли их расчета 0,5 г хлорида натрия на один литр воды. Разумеется, прежде чем включать этот метод в питьевой режим ребенка, следует проконсультироваться у спортивного врача.
Юному спортсмену обязательно нужно соблюдать питьевой режим, разработанный исходя из индивидуальных потребностей. Учитывать нужно целый ряд факторов: возраст, вес ребенка, вид спорта, продолжительность и интенсивность нагрузок. Необходимо помнить, что качество воды, как и ее количество, также имеет немаловажное значение.
Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым, жизнерадостным, активным, увлекающимся, общительным, без проблем осваивающим образовательную программу, успешным не только в учебе, но и в спорте, творчестве. И порой мама и папам кажется, что для этого нужно сделать что-то невероятное, почти невозможное. На самом деле больше всего для хорошего физического и высокого интеллектуального развития детям нужны наши любовь и внимание, а также правильная организация условий для развития и отдыха, полноценного питания и, безусловно, грамотного питьевого режима.