Тибетская медицина является одной из основ медицинских традиций Востока. Традиционное тибетское врачевание уже давно получило широкое распространение во всем мире.
Тибетская медицина возникла при буддийских монастырях, поэтому не удивительно, что ее мировоззренческой базой стала философия буддизма. Она основана на представлениях о природе человека, его сознании, теле и здоровье, а также причинах болезней, профилактике и лечении заболеваний.
Характерной чертой тибетской медицины (как и всей медицины Востока) является широкое применение немедикаментозных методов лечения. Целители Востока применяют особый подход к пониманию мира и человека. Организм воспринимается как целое, состоящее из взаимосвязанных частей.
Здоровье человека – это равновесие ментальной, телесной и энергетической составляющих. И сам человек неотделим от окружающей его природы, следовательно, в природе и необходимо найти ресурс для исцеления. Особое значение в тибетской медицине отводится одному из пяти космических элементов (пяти махабхут) – воде.
Отношение к воде в тибетской культуре
Наряду с признанием огромного значения воды для достижения гармонии с окружающим миром и душевного равновесия, тибетские монахи очень хорошо знают о ее пользе для тела. Издавна при буддийских монастырях организовывались образовательные факультеты – так называемые дацаны.
К числу наиболее распространенных дацанов относятся медицинские, поэтому не удивительно, что среди монахов много целителей. Тех, кто непосредственно занимается врачеванием, называют эмчи-лама.
В традиционной тибетской медицине соблюдению питьевого режима отводится очень важная роль. По мнению монахов, вода имеет целый ряд уникальных свойств:
- — способствует очищению организма от шлаков и токсинов, улучшает обмен веществ;
- — улучшает психическое состояние, успокаивает и расслабляет, помогает справиться со стрессом, снимает напряжение;
- — улучшает состояние кожи и волос;
- — укрепляет иммунитет;
- — усиливает концентрацию, повышает жизненный тонус;
- — замедляет процессы старения в организме.
Питье воды по правилам тибетских эмчи-лама
Вполне естественно, что при таком отношении к процессу употребления воды за много веков в буддийских монастырях сложился определенный свод «питьевых» правил. Одним из важнейших пунктов этого свода является использование особых сосудов, называемых «ньянген».
Эти чаши изготавливались из различных материалов, но всегда были снабжены специальными символами. С течением времени в монастырях стали использоваться более простые сосуды, однако они всегда предназначаются только для питья воды.
Безусловно, особый статус имеет вода, которую пьют монахи. Поскольку большинство монастырей располагается в высокогорных районах, используют для питья чистую природную воду из источников, берущих свое начало в массивных ледниках.
Важное значение имеет и время питья: для поддержания водного баланса и наполнения организма энергией рекомендуется пить воду через равные промежутки времени в течение всего дня. Первый глоток воды монахи делают сразу после пробуждения, этой же процедурой они завершают свой день.
Тибетские монахи практикуют коллективное питье воды во время медитаций и чтения мантр. Считается, что массовый медитативный процесс благотворно сказывается на структуре воды в сосудах.
Тибетские монахи одними из первых стали использовать традицию питья горячей воды, которую называют «чан». Сегодня этот способ употребления воды очень широко распространен в Китае и Японии. Необходимо отметить, что температура воды не должна превышать 55-60 °C.
Существует также определенные правила использования воды в ритуалах очищения, ведь в буддизме чистота означает прежде всего чистоту ума и души. Самое важно правило «питьевого канона» — принимать воду с благодарностью, так как вода – это один из великих даров.
Целебные источники в тибетской медицине
Одним из важнейших компонентов традиционной культуры тибетских народов являются лечебно-оздоровительные процедуры на водных источниках-аршанах. Аршаны – это источники с чистой ключевой водой, содержащей минеральные соли с различным химическим составом и температурой. Воды таких источников обладают поистине чудодейственной силой, так как способствуют излечению многих заболеваний.
Водолечение на аршанах
Практика лечения включает в себя питье аршана, промывания, а также целый комплекс горячих и холодных ванн. Время лечения зависит от сезона года, причем считается, что разные источники являются наиболее полезными в разное время.
Так, агинские буряты наиболее благоприятным временем оздоровления считают период с мая по сентябрь. Закаменские буряты придает значение дням месяца. Они убеждены, что источники имеют наиболее целебные свойств 15-го числа лунного месяца в июне. Тибетские астрологи утверждают, что наибольшую пользу от аршана можно получить в неделю эриихэ, которая наступает в первой половине или середине сентября.
А вот халха-монголы стараются выбрать время для оздоровления зимой. По их мнению, ледяная вода из источника, выпитая рано утром натощак, избавляет от изжоги и лечит заболевания желудка. Широко используется также талая вода, которая по мнению местных целителей излечивает кашель и простуду.
Пить воду из аршана рекомендуется рано утром, желательно до восхода солнца. Летом это примерно три часа утра, когда еще спят даже птицы. Очень часто туристы специально останавливаются на ночлег возле источника, чтобы не пропустить это время.
Кроме питья, полезно также обливаться целебной водой. Этот прием регулирует давление, устраняет головные боли. Очень хороший эффект дает струя ключевой воды, направленная в специальные точки на спине и груди. Для этого воду выводят на определенную высоту с помощью специального желоба.
Основой водолечения у тибетских народов являются бальнеологические процедуры с применением горячих и холодных ванн. Причем очень важно придерживаться строгих правил, одним из которых является количество ванн.
По традиции выезжать на источник следует нечетное количество раз, число приема воды тоже должно быть нечетным. Рекомендуется принимать ванны на горячих аршанах от 7 до 21 дней. В особых случаях нужно посещать источник от 49 до 101 дней.
Обычный режим водолечения предполагает умеренный прием процедур в первые семь дней, в следующую неделю частоту питья вод и купания следует увеличивать, в последние семь дней постепенно снижать.
Эмчи-лама утверждают, что лечение будет наиболее эффективным, если соблюдать строгую диету и несколько отрешиться от обычной суетности жизни и сконцентрироваться на своем внутреннем мире.
Следует отметить, что рекомендации тибетских целителей никоим образом не конфликтуют с общей медициной. Во время водолечения не нужно отказываться от приема лекарственных препаратов, назначенных доктором. Вода аршана не ослабит своих целительных свойств, при этом усилит полезное действие препарата.
Лечебные ванны
Считается, что целебные ванны аршана наиболее полезны при заболеваниях суставов, дисфункциях почек, желудка, печени, при кожных и гинекологических заболеваниях. Большой эффект от бальнеологических процедур наблюдается в ходе реабилитации после травм, особенно связанных с повреждением сухожилий.
Классикой тибетского водолечения считаются так называемые пятисоставные ванны, в состав которых входят эфедра хвощевая, мирикардия даурская, багульник болотный, полынь холодная и можжевельник. В зависимости от наличия сырья, компоненты можно менять. Например, вместо мирикардии используют таволгу.
Большой вклад в разработку бальнеологических процедур, применяемых в тибетских оздоровительных центрах, внес известный лекарь-тибетолог Галдан Ленхобоев. По его мнению, большое значение имеет соблюдение всех правил приема ванн, пренебрежение любым из них очень сильно снижает эффективность водной процедуры.
Правила приема ванн в системе тибетской медицины по Галдану Ленхобоеву:
- вода должна быть настолько горячей, насколько может выдержать человек (естественно, без сильного дискомфорта и тем более болевых ощущений);
- перед погружением рекомендуется намочить голову водой из ванны для прогревания либо накрыть ее полотенцем, смоченным в горячей воде;
- во время приема ванны необходимо постоянно поддерживать температуру кожных покровов головы на одном уровне с температурой тела. Считается, что несоблюдение этого правила приведет к тому, что болезнь будет иметь возможность «убежать» из тела в голову. В прежние времена над бочкой, в которую погружался человек, сооружали из кошмы своего рода колпак с небольшими отверстиями для доступа воздуха. В современных медицинских центрах этот способ уже не применяется, однако приверженцы традиционного тибетского водолечения продолжают использовать подобные конструкции для наилучшего эффекта.
- продолжительность ванны должна составлять около часа, так как необходимо «пропитать целебной водой весь организм, включая кости». Очевидно, что в ходе процедуры в ванну придется добавлять горячую воду для поддержания температуры.
Последнее правило говорит о том, что максимально полезную традиционную тибетскую ванну может принимать подготовленный человек, не имеющий серьезных проблем с сердечно-сосудистой системой. В условиях современных тибетских дацанов такие процедуры назначаются специалистами после обследования пациента.
Упоминание о том, что лечебная ванна должна быть очень горячей, встречается у бурят, которые принимают такие ванны, чтобы «испарить нутро и кости». Большую популярность горячие ванны имеют в Монголии, где находится очень много горячих источников.
При всей неопровержимой пользе горячих минеральных ванн, не менее часто практикуется оздоровление с помощью студеной воды.
Курорт Аршан
Уникальные целебные источники, широко применяемые в тибетской медицине, есть в Тибете, Монголии, Китае, России. На территории нашей страны есть известный курорт, который так и называется – Аршан. Он расположен на территории Республики Бурятия в предгорьях Восточных Саян на берегу горной реки Кынгырги на высоте около 900 метров над уровнем моря.
История Аршана
Впервые о целебных источниках в этой местности стало известно в 1896 году, когда священник Саганурской миссионерской церкви Иаков Чистохин сообщил властям о «кислосодовом железном источнике». Были взяты пробы воды и направлены для исследования в Иркутск.
В 1897 году изучением источников в Тункинской долине занимался известный исследователь Геннинг Михелис. В 1902 году сюда прибыл исследователь Комаров, он же назвал минеральный ключ Аршаном, что и стало впоследствии названием курорта. В 1908 году здесь побывал военный врач Трусов, изучавший влияние вод источника на здоровье людей.
Официальной датой открытия курорта считается 1 октября 1912 года. За год до этого был сформирован земельный отвод для поселка Аршан.
Развитие курорта
В 1920 году в рамках развития советского курортного хозяйства разрабатывается масштабный план широкого использования местных территорий. Этот год стал первым годом функционирования Аршана как курорта государственного значения. За сезон 1920-1921 гг. на Аршане прошли лечение 374 человека.
В 1923 году, с образованием Бурят-Монгольской автономной республики, началось планомерное освоение курортных ресурсов Аршана. В 1928 году построены первые корпуса ванного комплекса. Тогда же открыт костнотуберкулезный санаторий, один из самых масштабных и эффективных в стране. Наряду с лечебной инфраструктурой развивалась жилищно-бытовая и транспортная.
Уже в 30-х гг. прошлого столетия были ясны масштабные перспективы лечебного дела на Аршане, и появилась потребность в увеличении дебита источников и улучшении состава вод. Началось проведение масштабных гидрогеологических исследований. Были пробурены несколько скважин, пользование минеральной водой из естественных выходов почти полностью прекратилось.
До 1951 года курорт Аршан работал только сезонно, с июня по сентябрь. С 1951 года был переведен на круглогодичную работу. Число отдыхающих по сравнению с 1920 годом увеличилось в 20 раз, число медицинских работников – в 10.
Что сегодня?
В настоящее время в курортный комплекс входят два санатория: «Аршан» и «Саяны». Огромный интерес для отдыхающих представляет действующий на территории курорта Койморский дацан – буддийский храм.
Оба санатория могут принять одновременно до 900 человек. Основными лечебными факторами являются углекислые маломинерализованные, кремнистые слабокислые термальные воды и сульфидные иловые грязи. Они применяются при лечении заболеваний органов пищеварения, кровообращения, дыхания, мочевыделительной и эндокринной систем. Минеральные воды Аршана имеют очень широкий диапазон температур (от 11-13° С до 45° С).
В санаторно-курортном комплексе процедур применяются питье минеральной воды «Аршан», бальнеотерапия, включающая в себя ванны, души, орошения, климатолечение, диетотерапия, физиотерапия, лечебная гимнастика, массаж, практически весь набор современных методов диагностики.
Минеральные источники
К 1960 году на территории курорта было всего 7 выходов минеральной воды. По традиции под номерами 1 и 2 значились первые источники, благодаря которым и возник курорт. Остальные пять являлись буровыми скважинами.
С течением лет значительно поднялся уровень воды в реке Кынгырга, в результате чего источники 1 и 2 опреснились и фактически прекратили свое существование в качестве целебных, сохранив лишь свое историческое значение.
В последующие десятилетия были пробурены новые скважины, вырабатывающие традиционную аршанскую минеральную воду. Все выходы воды по солевому и газовому составу аналогичны. По своему составу аршанские воды близки к кисловодскому нарзану. Еще в 1937 году профессор Иркутского университета Н. Шавров назвал аршан «забайкальским нарзаном».
Все скважина Аршана самоизливающиеся. На протяжении нескольких десятилетий минеральные воды сохраняют постоянство состава, что объясняется тем, что воды поднимаются с очень значительных глубин и не встречают на своем пути вечную мерзлоту.
Безусловно, образ жизни тибетских монахов не ограничивается правилами питья воды и принятием целебных ванн, он гораздо сложнее и многограннее. И все же воде придается очень важное значение. Так почему бы нам не воспользоваться их советами по употреблению воды? Может быть, нам и не удастся достигнуть такого уровня душевного просветления, как у монахов, но здоровью и долголетию это точно поспособствует.