Водный город… Звучит несколько фантастично. На самом деле это реальность! Так принято называть города, значительная часть которых занята водой. В мире насчитывается несколько десятков «водных» городов. О самых известных и, на наш взгляд, самых красивых, расскажем в нашей статье.
Венеция
Безусловно, первое место среди уникальных «водных» городов по праву отводится Венеции. Это один из самых необычных городов мира. Здесь не придется стоять в автомобильных пробках, потому что практически нет ни машин, ни дорог. Роль транспортных путей исполняют водные каналы, по которым снуют гондолы и теплоходы. У дверей большинства домов вместо привычного нам уютного коврика своя пристань.
Городская агломерация расположена на 118 островах. Их окружают воды Венецианской лагуны, которая переходит в Венецианский залив Адриатического моря. Город вдоль и поперек пересекают примерно полторы сотни каналов, через которые построено около четырёхсот мостов.
Основной транспортной магистралью города является Гранд-канал. Он берет начало от парка «Королевские сады» и, петляя, выходит к железнодорожному вокзалу Венеции — Санта‑Лючия. Канал очень широкий: от 30 до 90 метров. От него в обе стороны расходятся более узкие протоки, так что ко многим домам можно не только прийти, но и приплыть.
Венеция по праву считается самым романтичным уголком не только в Италии, но и во всей Европе. Величественная архитектура, неповторимая атмосфера непринужденности, оживленные лабиринты улиц – все это создает уникальный колорит. Почти весь исторический центр Венеции включен в список культурного наследия ЮНЕСКО, и это неудивительно, ведь здесь сохранились памятники архитектуры XIV–XVI веков.
Климат в Венеции умеренный, сходный с климатом Крыма, лето здесь жаркое, а зима мягкая. Название города происходит от племени венетов, населявшие территорию северного побережья Адриатического моря во времена Римской империи.
История возникновения Венеции очень интересна. Первые постройки, которые были возведены людьми на месте нынешнего города, относятся к временам далекой древности и принадлежали они рыбакам и добытчикам соли.
Датой основания города принято считать 560 год. Тогда на Италию совершали свои опустошительные набеги лангобарды. Глава церкви Павлин, взяв все церковные святыни, спешно покинул Аквилею и нашел пристанище на небольшом острове Градо.
Его примеру последовали и другие церковные служители, на островах одно за другим стали появляться новые епископства. Условия, в которых жили первые переселенцы, были сложными и непривычными.
Чтобы соединить между собой маленькие острова, строили деревянные настилы, для чего приходилось вбивать огромные сваи, которые были способны держаться и сохраняться в зыбком грунте.
История Венеции знала на своем веку и взлеты и падения, золотым же веком для нее стали Средние века. К началу пятнадцатого века она уже являлась влиятельным государством. Процветание города во многом обеспечивалось активной торговлей, ведь морские пути были совсем рядом.
Центральным местом Венеции стал остров Риальто, что означает «высокий берег», который был самым безопасным. В 810 г. он стал главным в разросшемся поселении, сюда переселись городская знать, чиновники и правительство.
В связи с этим перемещением эта часть города потребовала перепланировки и новой застройки. Первоначально столицу назвали Чивитас Ривоалти – город Риальто, и только в XIII веке название изменили на Венецию.
Выбор столицы в пользу острова Риальто был сделан благодаря его удачному расположению, обеспечивавшему почти полную неприступность. Из-за того, что он был окружен водами глубокого морского залива, вражеские суда не могли к нему подойти. В период основания здесь столицы на острове уже было построено 14 церквей, вокруг которых и продолжали возведение городского центра.
Строительство и обновление города шло с широким размахом. По мере того, как строилась Венеция, прокладывались набережные, возводились мосты, уделялось большое внимание проведению новых каналов, при этом засыпались уже отжившие свой срок старые.
Но к началу XVI века Венеция постепенно теряет свое влияние в политических кругах, ослабляется ее экономическая роль и способность существенно влиять мировую экономику. Когда турки взяли Константинополь, Венеция была отстранена от портов за границей. Были открыты новые пути к Индии и Новому Свету, возникали крупные рынки в Испании, Англии, Голландии.
Однако огромные богатства, которые были накоплены в период расцвета, остались. Неповторимая архитектура, произведения живописи (вспомним великого Тициана) по-прежнему позволяли считать Венецию одним из самых крупных культурных центров не только Европы, но и мира.
Поэтому в Венеции продолжали строить здания, проводить каналы, обустраивать улицы. Большинство исторических зданий Венеции построено на сваях из альпийской лиственницы, которая практически не гниёт в воде.
Для постройки города на болотистой почве необходим был и особый камень, который бы не разрушался под действием воды. Самым подходящим оказался один из видов известняка, обнаруженный на полуострове Истрия в Хорватии, который и назвали «истрийским». Большая часть зданий, построенных в Венеции, сделана из истрийского песчаника.
Камень оказался идеальным материалом для промежуточного слоя между деревянными сваями и кирпичной кладкой, из которой возводили стены строений. Он прекрасно предохраняет здание от эрозии и разрушения. В наше время такой камень по-прежнему с успехом добывается в карьерах Хорватии и используется для реставрации старых зданий Венеции. Он также применяется и для возведения новых построек.
Как мы уже упоминали, в Венеции нет дорог в привычном для нас понимании. Главный способ передвижения, которым пользуются местные жители и гости города, водный. Примечательно, что, как и на обычных дорогах, в Венеции существуют свои «маршрутки» — они доставляют пассажиров по заданным маршрутам.
И хотя здесь нет привычных шоссе, дорожные знаки имеются. А самый привычный вид транспорта – гондола, представляющая собой посудину длиной 11 м и шириной 1,5 м. Гондола, так же, как и знаменитые карнавалы, является символом города.
Амстердам
Название города Амстердам в переводе на русский язык означает «дамба на Амстеле». Очевидно, этот город как-то связан с водой. На самом же деле не просто связан, Амстердам –это город воды. Если смотреть на него именно с водной поверхности, станет понятно, что он таким и задумывался – водным городом.
Мы давно привыкли к наземному автомобильному транспорту и не представляем себе более удобного способа попасть, например, на другой конец города. В то же время мы знаем, что так было не всегда, и в теперь уже далеком прошлом транспортные магистрали были представлены не только шоссейными, но и водными путями.
Амстердам – это место, где старая дорожная традиция сохраняется и сегодня. Столица Нидерландов считается самым водным городом мира: водой покрыто более четверти территории. Каналы и гавани уже несколько сотен лет являются основой жизнедеятельности города.
Амстердам был основан в середине XIII века, свое название он получил в честь дамбы, разделяющей реку Амстел и море. Первые средневековые каналы были построены жителями города в качестве оборонительных сооружений, но со временем они приобрели статус практичного и выгодного способа передвижения по городу.
Золотым периодом города стал XVII век. Невиданными темпами развивалась торговля, люди стекались в Амстердам из других стран в надежде «ухватить» хотя бы кусочек невероятных богатств. Стало очевидным, что город пора организовывать в соответствии с каким-то планом. В отличие от многих городов, градостроительная планировка Амстердама зависела не от дорог, а от воды.
В городе были построены три главных канала, которые огибали старый средневековый город. Вдоль них были возведены дома и сотни складов, баржи доставляли товары, прибывающие на кораблях, к каждой торговой точке в портах.
Конечно, современный Амстердам – уже не тот, что был в то время, но каналы по-прежнему остаются его главными артериями. Сегодня их протяженность составляет около 100 км (это вдвое больше, чем в Венеции). Город, расположенный на 90 островах, соединен почти 1300 мостами.
Интересной особенностью Амстердама стали плавучие дома. Изначально это было доступное жилье для бедных, со временем они стали одним из самых востребованных объектов недвижимости. Сегодня в городе насчитывается более 2500 плавучих домов.
Санкт-Петербург
История Санкт- Петербурга с момента основания неразрывно связана с водой. Одной из причин возникновения города была необходимость государства иметь выход на Балтику и статус морской державы.
С тех пор в течение уже нескольких веков именно вода оставалась важнейшей градообразующей структурой. Вода является центральным элементом города, она же нередко наносила ему серьезный урон.
Вода служила и служит транспортной артерией, в былые времена она становилась ареной военных баталий. Вода стала основой развития промышленности, вращая ее мощные турбины. Вода питает фонтаны на площадях и вековые деревья в парках.
Невской воде посвящали стихи, ей дарили новые русла и ее же пытались обуздать, заковывая в гранит. До относительно недавнего времени воде в Петербурге отводились роли первого плана.
В последние десятилетия водные артерии Петербурга не утратили своего значения, однако приобрели несколько иной статус. Город, по праву носящий название Северной Венеции, также, как и раньше изрезан сетью рек и каналов. Однако чаще всего они используются для водных прогулок, в качестве фона для красивых фотосессий.
Знаменитые каналы Санкт-Петербурга с гранитными набережными и красивыми мостами давно стали визитной карточкой города. С самого начала городская планировка во многом зависела от рек и протоков, пересекающих территорию. Застраивая кварталы вдоль стальной глади Невы, никто изначально не предполагал, насколько великолепны будут впоследствии виды старинных петербургских набережных.
Своенравные студеные водоёмы долго не давали людям себя обуздать. Одна легенд гласит, что многие из северных правителей пытались построить город в устье реки, впадающей в Финский залив, но каждый раз постройки утопали в болотах. И только Петру Великому удалось претворить в жизнь то, чего не смогли сделать другие.
Водных источников на территории Санкт-Петербурга насчитывается около восьми десятков. В этом плане с северной российской столицей не может соперничать ни один город страны, да и в мире Петербургу найдётся не так много конкурентов. Петербургские водотоки по своей протяжённости (более 300 км) в шесть раз превышают показатели Амстердама и значительно превосходят Венецию.
Нева — главная водная артерия, с которой неразрывно связана жизнь города. Нева считается относительно молодой рекой и единственной, вытекающей из Ладожского озера. Река распадается на десятки рукавов, больших и маленьких.
Красивая и величественная, спокойная на первый взгляд, Нева бывает и очень сурова. Во время паводков, которые нередко случались в Санкт-Петербурге за период его существования, вода очень быстро поднимается во всех невских водотоках. Чаще всего подъёмы воды в Неве происходят осенью. За 300 лет город пережил около 70 таких наводнений.
Самыми масштабными были наводнения, случившиеся с разницей в столетие, в 20-е гг. XIX и XX веков. Первое из них даже описал Пушкин в своём произведении «Медный всадник». Тогда вода в Неве поднялась более чем на 4 метра и затопила почти весь центр.
Другую реку – Мойку по её размерам в сравнении с Невой можно назвать даже не речкой, а речушкой. Тем не менее скромные габариты совершенно не мешали Мойке во все времена считаться одной из главных достопримечательностей города, а её набережным — весьма престижным местом для строительства.
Издавна существует легенда, что название реке дали из-за общественных бань, построенных на её берегу. Но исследователи утверждают, что имя Мойка пришло из финского языка и обозначает «слякоть».
Река Фонтанка, еще одна из водных артерий города, ассоциируется у многих с чижиком-пыжиком из знаменитой песни. В начале строительства Петербурга Фонтанка была безымянной. В народе её так и называли — безымянный Ерик.
Когда по приказу Петра разбили Летний сад, через реку были перекинуты трубопроводы, подающие воду из канала к строившимся фонтанам. Именно тогда за рекой закрепилось название Фонтанной, которое впоследствии превратилось просто в Фонтанку.
Кроме рек город украшают многочисленные каналы: Обводной, Грибоедова, Адмиралтейский, Крюков и другие. Проехать по многочисленным водотокам Санкт-Петербурга можно на трамвайчике или теплоходе.
Каждый город имеет свои особенности. «Водные» города не исключение, хотя у них есть одно важное объединяющее начало – вода. Она стала не просто необходимым условием жизнедеятельности, а настоящим символом.