Это интересно

Профессия — водовоз

Лошадь с бочкой воды и двое мужчин

Современным городским жителям сложно представить, что до середины ХIX века в российских городах практически не было водопроводной системы. Даже в Петербурге и Москве вода по деревянным трубам подавалась только к некоторым зданиям. При этом система не позволяла закачивать воду на верхние этажи, да и качество воды оставляло желать лучшего.

Каким же образом происходило обеспечение горожан водой? Все просто. Воду для питья и хозяйственных нужд доставляли водовозы и водоносы.

История водопроводных сетей в крупных российских городах

В 20-х гг ХIХ века власти Москвы всерьез задумались о совершенствовании и расширении существующей на тот момент водопроводной сети. На протяжении следующих 30 лет было предпринято несколько попыток с различными вариантами реконструкции. Но ни одна из них не принесла существенных изменений в ситуации с городским водоснабжением.

Реконструкция Мытищенского водопровода, который являлся основным поставщиком воды в Москву, завершилась в 1858 году. Руководил реконструкцией инженер барон А.И. Дельвиг. В своих мемуарах «Мои воспоминания» он оставил подробный отчет о ходе этих работ.

По его словам, несмотря на все приложенные усилия, подаваемой мытищенской воды было настолько мало, что проводить ее в жилые дома не представлялось возможным. Все, чего удалось достичь—это обеспечение водой городских бань и прачечных.

Однако за особую плату, по мнению Дельвига, воду в дома «уступать следует». Он считал, что с помощью платежеспособных граждан можно сформировать фонд для дальнейшего развития водопроводной системы. Но цена подключения к общественной сети оказалось очень высокой. За последующие 3 года позволить себе это удовольствие смогли лишь около 50 учреждений и домовладений во всей Москве.

Качество речной воды (а именно речная вода подавалась в дома по городской сети) было более чем сомнительным. Еще в начале ХIХ века популярное тогда издание «Вестник Европы» опубликовало ряд статей об особенностях Моска-реки: медленно текущая, вбирающая в себя на своем пути нечистоты с городских улиц, фабрик, скотобоен и несущая все это вниз по течению.

До появления новой сети водопровода с достаточно совершенной системой водоочистки основными поставщиками чистой воды в городские дома оставались водовозы. Они набирали воду в специально оборудованных водозаборных колодцах, которые называли «басейнями». Известно, что в Москве к 1860 году их было около 30.

Сведения об этих басейнях, или водозаборных будках, встречаются в книге Н.Д.Телешова «Записки писателя: воспоминания и рассказы о прошлом». Описывая улицу и дом, где прошло детство писателя, он упоминает высокие круглые башни из красного кирпича с трубами, к которым подставляли различные бочки и емкости. Историк Г.В. Балицкий в своих исследованиях жизни и быта москвичей ХIХ века также упоминает водозаборные точки, называя их своеобразным клубом водовозов.

Петербург ХIХ века был городом более европейским, чем Москва, но в качестве питьевой воды он очень сильно уступал. Как и в Москве, лишь несколько петербургских домов были оснащены трубами, по которым подавалась вода. Но пить и использовать ее для приготовления пищи было нельзя.

Известный историк И.И. Пушкарев в книге «Путеводитель по Санкт-Петербургу и окрестностям его» отмечал тот факт, что при таком изобилии вод в Петербурге, его жители остро нуждаются в чистой воде. Вода из самой Невы считалась вполне пригодной для питья, но попасть в большую часть районов города она могла только по сети многочисленных каналов. Каналы, принимая в себя нечистоты городских улиц, делали невскую воду непригодной к употреблению.

Достаточно платежеспособные домохозяйства обзаводились так называемыми «водочистильнями». Цена такого оборудования зависела от объема единовременно очищаемой воды. Но даже самые маленькие стоили очень дорого, и для рядового петербуржца были недоступны.

В Петербурге, как и в Москве, было обустроено несколько десятков водозаборных колодцев с чистой водой. В некоторых из них воду можно было набрать самостоятельно, не прибегая к услугам водовоза. Но, во-первых, таких точек было мало, а во-вторых, весной и осенью, когда немощеные улицы превращались в болото, донести ведро воды до своего дома было невозможно. Спасали только «лошадные» водовозы.

В 1852 году в Брюсселе состоялся первый гигиенический конгресс. Его участники заявили, что большой проблемой по-прежнему остается ужасающее санитарное состояние городов. По мнению ученых, чтобы улучшить это состояние, в среднем на одного городского жителя нужно около 200 л воды в день. Причем воды хорошего качества. Было очевидно, что вопрос развития водопроводной системы стоял очень остро.

В Москве в 1860 г. водопроводная сеть обеспечивала 15 л воды на одного горожанина в сутки. Большая часть петербуржцев получала примерно ту же норму, лишь в незначительной части северной столицы, снабженной более усовершенствованной системой, жители могли получить 80 л воды на человека в сутки.

Отмена крепостного права повлекла за собой стремительный рост населения обеих столиц. Строительство совершенной системы водоснабжения стало неизбежным. Для реализации этого проекта в Петербурге было создано Акционерное общество санкт-петербургских водопроводов, но дело шло не так быстро, как хотелось бы.

Дело в том, что климатические условия города не позволяли применять уже наработанный опыт. Приходилось искать новые технические решения. Улучшить ситуацию удалось лишь к 1866 году: водопровод обеспечивал городу 1,5 млн ведер воды в сутки. Население Петербурга на тот момент составляло около 500 тыс. человек.

В Москве было построено три водопроводные линии небольшой протяженности, которые подавали воду из буровых скважин. Но в масштабах большого города это не имело существенного значения. Тогда было принято решение о строительстве Москворецкой водопроводной сети в районе деревни Рублево.

Здесь впервые при устройстве водопроводной станции была поставлена система фильтров. Кроме того, во время весенних паводков и осенних дождей вода очищалась сернокислым алюминием, что существенно снижало содержание бактерий в воде.

Каждое домовладение, куда был проведен водопровод, оснащалось водомерами. Для их осмотра и снятия показаний был сформирован штат контролеров. Без учета водомеров домовладелец мог использовать воду во время пожаров. Цена воды составляла 12 копеек за 100л.

Но все эти изменения позволили обеспечить водопроводной водой только 7 тысяч московских домовладений из 18 тысяч. Остальным горожанам воду по-прежнему доставляли водовозы. Цена этой воды составляла 12,5 коп. за 100л. Воду привозили из водозаборных колодцев.

В 1911 году среднесуточный расход воды на одного жителя Москвы и Петербурга составлял примерно 5 ведер, что было существенно ниже мировых стандартов.

В других российских городах ситуация была еще хуже. В Екатеринбурге, например, чистая вода доставлялась жителям водовозами из родников и ключей, расположенных на окраинах города. Городская беднота довольствовалась водой из местной речки или прудов. К 1913 году всего 192 населенных пункта России имели водопровод.

Начало ХХ века ознаменовано стремительным ростом промышленности, революционными научными открытиями, появлением сложной техники. Электричество и автомобили становились частью повседневной жизни людей. Многие профессии уходили в прошлое. Но водовозы оставались настоящим. Также степенно и уверенно несколько раз в день они наполняли свои бочки в «басейнях» и доставляли воду своим клиентам.

В чем заключалась работа водовоза

В 1841 году В Санкт-Петербурге вышла книга П. Башуцкого «Наши, списанные с натуры русскими», где автор очень детально описывает профессию водовоза. По его свидетельству, почти нереально увидеть водовоза-старика, так как до глубокой старости они не доживают, а начать эту службу стариком невозможно. Как правило, это мужчины 20-40 лет, но бывали исключения. Автор встречал и женщин-водовозов.

Водовоза можно было узнать по склоняющемуся вперед туловищу, что было результатом многолетней привычки тащить бочку с водой. Как правило, водовозы жили артельно, по 12-20 человек. Это позволяло нанимать сухое и теплое жилье по сносной цене. А в хорошем отдыхе представители этой профессии очень нуждались. Кроме того, водовоз старался быть чисто и добротно одетым—ведь он посещал приличные дома.

Водовозом мог стать далеко не каждый. Кроме здоровья и физической силы нужно было иметь капитал от 40 до 125 рублей. Тогда можно было обзавестись еще пригодной для работы лошадью и бочкой для воды. Если на лошадь денег не было, оставалась возможность стать пешим водовозом. В этом случае достаточно было иметь на зиму салазки с прикрепленным к ним чаном, на лето—двухколесную тележку с небольшой бочкой.

Особой проблемой для водовоза всегда оставались многоэтажные дома, ведь вносить воду приходилось только по черным лестницам, которые были очень узкими, крутыми и, как правило, темными. А зимой еще и обледенелыми.

Рабочий день водовоза начинался очень рано. Еще затемно он наполнял у басейни бочку водой и начинал объезжать свою клиентуру. Подъехав к нужному дому, водовоз будил прислугу и отпускал требуемое количество воды. Часто компанию водовозу составляла собака, которая бежала немного впереди и оповещала жителей о приближении повозки своим лаем.

Водовозы были еще и очень оперативным и достаточно надежным средством массовой информации. От них в домах узнавали все городские новости— от пожаров до драк с полицейским участием.

Н.Д.Телешов писал, что во время турецкой войны 1877-1878 гг., когда он был еще школьником, однажды ранним утром по пути в училище узнал от знакомого водовоза о переходе русских через Дунай.

Водовозы отличались от прочего рабочего люда трезвым образом жизни. Богатые клиенты не жаловали пьяного курьера, не пускали его в дом и очень быстро могли найти другого поставщика воды. Но еще важнее было то, что спускаться к каналам, набирать воду из обмерзших прорубей, а потом нести ее по обледенелым лестницам нетрезвому водоносу было очень опасно.

Водовозы доставляли не только питьевую воду, но и ту, что пригодна только для хозяйственных нужд. Эта вода стоила дешевле. В Петербурге происхождение воды определяли по цвету бочек: в белых-питьевая вода из Невы, желтые- предназначены для воды из Фонтанки, в зеленых-вода из каналов. Существовали бочки с водой для скота.

Водовозы, как и представители других профессий, делились на разряды. Так, коломенские водовозы, доставляя воду из чистого района—Коломны, относились к первому разряду. Они считались аристократами в своей среде, что неизменно подчеркивали. Например, особой формой бочки. У коломенских они были «пузатые». Водовоза Васильевского острова можно было узнать по кожаному камзолу. А водовозы петербургской стороны возили воду только в огромных бочках.

Не следует думать, что водовозы работали как им заблагорассудится. Существовал определенный ряд правил, которым они должны были следовать. Например, в случае пожара водовозы обязаны были по требованию полиции подвозить воду к месту происшествия по фиксированной цене. Известно, например, что в Воронеже она составляла 15 копеек за бочку. Существовали и другие тонкости водовозного дела:

  • К промыслу допускались все лица мужского пола от 17 лет (однако, прямого запрета на участие женщин в этой деятельности нигде не встречалось).
  • Желающий заниматься подвозом воды обязан был представить в Городскую Управу свой паспорт. Документ оставался в канцелярии все время, в течение которого владелец работал. Взамен человек получал специальный номерной ярлык.
  • Передача ярлыка другому лицу была запрещена. Действие ярлыка распространялось только на тот год, в котором он был выдан. Ярлык необходимо было ежегодно обновлять в установленные сроки.
  • Лошади к извозу допускались только здоровые.
  • Бочки для воды должны быть покрашены масляной краской соответствующего цвета и иметь определенный объем, который обязательно должен быть указан на самой бочке. Отверстие должно быть плотно закрыто деревянной крышкой. Использование для этих целей ветоши, рогож, соломы и прочих подручных средств запрещено.
  • Плату водовозы получали с каждого клиента по взаимной договоренности.
  • Водовоз нес ответственность за заведомо ложные сведения о происхождении воды.

Во втором десятилетии ХХ века водовозы были также востребованы на улицах городов. К тому времени их работа стало более упорядоченной, а оборудование более совершенным. Была установлена фиксированная цена на воду из водозаборов по 12,5 копеек за 100 л. Бочки были оснащены водомерами, которые также регулярно осматривались контролерами.

Водовозы больше не востребованы?

У центрального входа в водонапорную башню на Шпалерной улице Санкт-Петербурга расположена интересная композиция, выполненная в натуральную величину.

По булыжной мостовой идет не очень молодой, но довольно крепкий мужчина, впряженный в двухколесную повозку с закрепленной на ней бочкой. Немного впереди человека бежит маленькая собачка.

Это и есть знаменитый петербургский водовоз, тот самый, который, невзирая на осенние дожди и распутицу, промозглый северный ветер, снежные заносы и гололед, доставлял людям самое необходимое—воду. Он был нужен в каждом доме, его ждали, к нему относились с большим уважением. В образе этой скульптуры запечатлены тысячи людей, которые до строительства современных водопроводных сетей обеспечивали водой большие и малые города.

Авторы памятника— скульптор С.Дмитриев и архитектор В.Васильев. Памятник открыт 19 мая 2003 года. Посетители часто фотографируются на фоне композиции. Многие следуют сложившейся за два прошедших десятилетия традиции: чтобы привлечь к себе удачу, нужно поблагодарить водовоза за труд и погладить собачку.

Кроме Санкт-Петербурга, памятники водовозу есть в Коломне и Кронштадте. В Ульяновске и Казани установлены памятники «лошадным» водовозам. Как когда-то существовала острая необходимость в водовозах, так сейчас есть потребность в сохранении памяти о них, ведь значение труда водовоза в жизни людей переоценить сложно.

Сегодня каждая городская квартира оснащена водопроводом, и мы можем потреблять столько воды, сколько захотим. Нам нет нужды, стоя у сухого ведра, с беспокойством прислушиваться, не стучат ли колеса водовозной бочки по мостовой и не слышен ли знакомый собачий лай. Недостатка в количестве воды мы не испытываем.

Но вот качество водопроводной воды для питья и приготовления пищи оставляет желать лучшего. Всем, кто заботится о своем здоровье и благополучии близких, очень важно получать чистую, полезную для организма воду. Водопровод с этой задачей не справляется. Так что же делать?

Ответ очевиден: воспользоваться услугами водовоза. Да, сегодня он выглядит совсем иначе. Вместо лошади у него автомобиль, и о своем прибытии он оповещает не лаем собачки, а звонком в домофон или по телефону. Но водовоз по-прежнему приносит к нам в дом то, в чем мы больше всего нуждаемся: чистую воду. А вместе с чистой водой—здоровье.

Похожие записи