Это интересно

Образы воды в русском фольклоре

Водяной из мултфильма

Издавна в русской культуре события, обряды, предания выражались словом. Из названий складывались мифы, сказания, былины, песни, напевы, пословицы, сказки, поговорки. Исследователи культуры древних славян утверждают, что им была присуща поэтичность.

На протяжении веков в народе накапливались образы и метафоры, отражающие духовный мир человека и окружающий мир, тот, в котором он жил. Почти во всех произведениях русского фольклора так или иначе присутствуют природные стихии, так как жизнь людей была подчинена законам природы.

Еще издревле люди чувствовали, какую огромную силу имеют вроде бы привычные глазу леса, поля, степи, реки, озера. Все это было неотъемлемой частью людского образа жизни, но уже тогда человек понимал, что вода – сама жизнь. Будет вода – значит будет и поле, и лес, и трава в степи. Поэтому такое важное место отведено в русском эпосе водной стихии.

Вода в русских сказках

Русская сказка всегда имеет в себе определенный набор духовных ценностей человека, который представлен в виде взаимосвязи положительных и отрицательных героев. На первый взгляд кажется, что кроме хороших и плохих персонажей и их поступков в сказке больше ничего нет, и тот самый важный урок преподносится добрым молодцам в очень упрощенном виде.

Но это не так! Сказка – это еще и носитель очень ценной бытовой информации. Кроме того, в сказках отражены очень важные представления людей о связи жизни и здоровья человека с силами природы, в том числе с водной стихией.

Люди очень давно догадались, что вода играет самую важную роль для поддержания жизни на Земле. И это бесценное вещество простое только на первый взгляд. На самом деле оно таит в себе очень много удивительных свойств.

Наверное, нет народа, в сказках и мифах которого не упоминалась бы вода в том или ином образе. Она может быть романтичной, успокаивающей, всепрощающей, препятствующей и даже беспощадной. Но только в русском фольклоре встречается разделение воды на «живую» и «мертвую».

В народных сказках воде отведено такое значительное место, что даже мертвая вода является целительной. Она заживляет раны, сращивает рассеченные части тела. Но не воскрешает его. Для этого необходима живая вода.

По словам исследователя русского фольклора А.Н. Афанасьева, мертвую воду можно сравнить с первым весенним дождем, который удаляет оставшиеся снег и лед и как бы заживляет, стягивает раны земли. А уже следующие дожди-это образ живой воды, ведь они дают земле зелень и цветы.

Все мы помним сказку «Иван-царевич и серый волк», где волк, чтобы оживить убитого братьями царевича, омыл его сначала мертвой водой, которая заживила его раны, а потом живой, которая его воскресила.

Или сказка «О молодильных яблоках и живой воде»: «…и слыхал царь, что за тридевять земель в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Коли съест старик это яблоко-помолодеет, а умоется той водой слепой-прозреет». В сказке «Иван-царевич и чудо-юдо» нам встречается колодец, который выл и ревел дурным голосом. А все потому, что вода в нем была мертвая.

А сказка о Марье Моревне? По незнанию своему да по доброте душевной дал Иван-царевич Кощею выпить живой воды, и получил тот силу богатырскую, да порвал цепи, которыми был к стене прикован. В мелкие куски злодей изрубил молодца и похитил Марью Моревну. И снова свое благое дело сделала вода: мертвая срастила тело Ивана-царевича, живая воскресила его. Добро восторжествовало.

Вода в сказках часто олицетворяет собой человеческое начало: водица, реченька, матушка, ключевая, студеная. А как часто мы встречаем повторяющийся зачин: «На море-океане, на острове Буяне…»! В сказках вода является нам в виде моря, реки, озера, дождя, ключа и даже лужицы. А еще она может быть доброй, а может быть очень грозной. Но, как правило, всегда справедливой.

В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» вода наделена магической силой возмездия: она наказывает непослушного мальчика. На дне реки оказалась и Аленушка. Но вода же и спасает ее: омытая ключевой водой, девушка оживает. Прощен и братец – он вновь стал мальчиком.

Вода в сказках еще и место обитания ярких, харизматичных героев. Так, в воде живет царевна-лягушка, на которой вынужден жениться Иван-царевич. Вода – царство Водяного, в его власти русалки и все, кто обитает в море, озере или реке. Человек, жизнь которого связана с водой, должен дружить с Водяным. Тогда он будет милостив и пошлет улов или убережет в шторм. А разгневав Водяного, как в сказке «Летучий корабль», можно попасть в беду.

Во многих сказках само действие начинается с воды, с водного источника. Вспомним «Морозко»: самые важные события в жизни Рукодельницы начались в тот момент, когда она пошла за водой и уронила ведро в колодец. А Емеля? Лежал бы и дальше на печи, кабы не речная прорубь, а в проруби-щука.

Сказки не просто передают тесную связь человека с водной стихией, но и показывают насколько гармонично, идеально подходит вода для воплощения самых сложных образов и явлений.

Пословицы, поговорки и загадки о воде

Пословицы, поговорки, потешки, загадки являются неотъемлемой частью русского фольклора. Пословица или поговорка- это не просто фразы. В них выражен вековой опыт народных наблюдений, оценок, суждений.

Не всякое изречение становилось пословицей и переходило из века в век, а только такое, которое согласовывалось с мнением многих людей в нескольких поколениях. Мы любим пословицы и поговорки за их краткость, меткость, честность. Зачастую длинную сложную фразу можно заменить одной поговоркой, и она не только не потеряет смысла, но и приобретет новые оттенки.

Наиболее известным собранием пословиц и поговорок является словарь В.П. Жукова. Среди 1200 пословиц на самые разные темы больше всего о воде – их 43.

Удивительно, как много сторон жизни человека можно изобразить с помощью образа воды! Когда мы хотим кого-то побудить к активности, то говорим: «Под лежачий камень вода не течет». Движение, прогресс, позитивное действие предает образ текущей воды, и мы понимаем, что стоит только убрать лежачий камень (свою лень), и ручей побежит, потечет дальше.

«Кручиной моря не переехать»,- так может звучать краткий совет умудренного жизненным опытом человека. А кто не слышал выражение «носить воду решетом»? И здесь образ воды ярко и доходчиво объясняет нам бессмысленность траты драгоценного времени и усилий на пустую работу.

Можно привести очень много примеров, которые не нуждаются в пояснениях:

— Не зная броду, не суйся в воду;

— Воды жалеть-кашу не сварить;

— Посмотрись в воду на свою природу;

— Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине;

— В худом котле вода не держится;

— Что с гуся вода;

— По которой реке плыть, ту и воду пить;

— Много воды утекло с тех пор;

— Вода путь найдет;

и многие-многие другие.

Каждое из этих изречений несет свою смысловую нагрузку, которая передается посредством образов воды. Насколько же тесна связь человека и водной стихии, если именно эти образы нам так понятны.

Есть еще один не менее интересный жанр русского фольклора – загадки. Спектр их тем очень обширен: от бытовых предметов до значительных природных явлений. И очень много загадок о воде:

— Течет, течет –не вытечет,
— Бежит, бежит – не выбежит.

— Летом бежит, а зимой стоит.

— Очень добродушная,
— Я мягкая, послушная,
— Но когда я захочу,
— Даже камень источу.

Эти загадки предназначены для детей младшего возраста. Нет сомнения, что любой ребенок догадается, что речь здесь идет о воде, потому что знакомимся с ней мы раньше, чем начинаем ходить и говорить.

Вода в народном музыкальном искусстве

В мелодичной основе русских песен часто встречаются широкие интервалы, а в текстах много слов о воле, просторах. Словно привычный российский ландшафт, русские песни протяжные, неторопливые, с обилием распевов и повторов. Очень широко в песенном жанре отразились представления народа о стихии воды.

Образы воды появляются еще в древнем фольклоре. Самые первые народные песни, в которых упоминается вода, тесно связаны с земледельческим образом жизни. Цель этих песен – повлиять на природу, вызвать дождь. Всей общиной крестьяне исполняли так называемые песни-заклички. Они верили в магию этого обряда. К дождю взывали как к живому существу, приглашали его, обещая щедрые подношения. Эти песни были очень просты. Ритмичное повторение одних и тех же слов выполняло магическую функцию.

Известно, что вода играла огромную роль в праздновании дня Ивана Купалы. Девушки гадали о замужестве, бросая венок в реку. Часто в купальских песнях упоминались русалки – чарующие и пугающие существа, которые обитали в воде.

В средневековых народных песнях выразилось отношение к воде как к таинственной силе, к могущественной области, разделяющей мир живых людей и мир потусторонний. Для человека той эпохи вода – это неосвоенная, непонятная стихия, которой управляют внешние силы.

Принятие христианства на Руси изменило и образ воды в народных песнях. Вся водная стихия стала символизировать собой воды Иордана, смывающие все грехи человеческие при крещении. Возникли песни духовного содержания:

Как на речке на Ердани –
Щедрый вечер, добрый вечер,
Добрым людям светлый вечер… (Старинная песня Харьковской области)

В рождественских песнопениях Воронежской области встречаются слова:

Как на речке, на Иордане
Мать Мария ризу мыла…

Образ реки Иордан в религиозных песнях тесно связан с образами Христа и Иоанна Крестителя:

В далекой стране Палестине
Струится река Иордан.
На берег реки той выходит
Святитель Христов Иоанн.

Вода в текстах песен средневековой эпохи является образом «моря житейского», полного тревог и страстей. Душа человеческая чаще всего представляется в виде лодки, скользящей по волнам в поисках тихой гаван – душевного покоя. Зачастую лодка так и не добиралась до тихой воды и погибала, что символизировало духовную гибель.

В ХIV веке появился жанр трудовых песен. Как правило, это были песни бурлаков. Вместе с ними в песенный эпос вошел образ великой русской реки Волги. Например, в известной песне волжских бурлаков «Эй, ухнем» есть слова: «Волга, матушка, река, широка и глубока».

Песня одновременно передает силу, напряжение тяжелого бурлацкого труда и величие речного простора. В песне нет жалоб на тяжкую долю, в ней провозглашается единение с великой водной стихией. Почтительное обращение «матушка Волга» мы встречаем и во многих других песнях: «Ты скажи, скажи, Волга-матушка», «Вниз по матушке, по Волге» и другие. В трудовых песнях прослеживается новое отношение к водным просторам: они становятся уже знакомыми и понятными, с водой связаны жизнь и труд человека.

Река является одним из символов лирических песен XVI-XVII веков. Чаще всего река выступает в роли препятствия к счастью, разлуки:

Промеж нас прошла быстрая река,
Быстрая река, разлука моя…

Но нередко в лирических произведениях вода – это стихия, которая уносит прочь беды и страдания. Как правило, мелодии этих песен протяжные, и исполнялись они с тем, чтобы пережить печаль.

В начале XIX века в городах наблюдается приток крестьян, прибывших на заработки. Появляется новый жанр русского фольклора – городская народная песня. Она имела черты различных культурных явлений: простую гармонию, цыганский темперамент, аккомпанемент гитары, протяжные старинные распевы, итальянские интонации. Крестьянская песня привнесла в городской жанр некоторые особенные символы, в том числе связанные с водой.

В начале XVIII века в русских песнях появляется образ моря. И это не удивительно, ведь к этому времени Россия имеет в своем составе территории с морским побережьем. Безусловно, морская стихия-это мощная, грозная сила, которой человек безропотно покоряется. Очень много песен посвящено нелегкому и отважному труду моряков.

В первой половине XIX века появляется жанр романса. Образ воды присутствует и здесь. Так, в романсе А. Шишкина на стихи М. Языкова «Ночь светла» есть слова:

… над рекой тихо светит луна
И блестит серебром голубая волна…

Мелодия этого романса также ассоциируется с плавным покачиванием волн.

В романсе Ц. Кюн на стихи А.С. Пушкина «Царскосельская статуя» вода очень тесно связана с печалью. Романс А.Бородина «Море» рисует нам образ беспощадной, неуправляемой и в то же время чарующей стихии.

Отдельно следует отметить творчество С. Рахманинова. Его романс на стихи Ф. Тютчева «Весенние воды» целиком посвящен воде. Здесь вода представляет собой исключительно романтический образ. Она – символ наступающей весны, новой жизни. Динамичные слова «Весна идет!» в сочетании с «рахманиновским» музыкальным стилем передает нам тонкое душевное волнение.

Вокальные произведения С.Рахманинова завершают историю дореволюционного русского классического романса. Тема воды появляется у композитора еще не раз, в 1912 г. был создан романс на стихи А.С. Пушкина «Буря» :

Ты видел деву на скале,
В одежде белой над волнами,
Когда, бушуя в бурной мгле,
Играло море с берегами…

И далее:

Но верь мне: дева на скале
Прекрасней волн, небес и бури…

Человек больше не опасается необузданной страсти водной стихии, он ощущает себя ее частью.

Таким образом, мы видим, что, начиная с эпохи средневековья и вплоть до XVIII века, вода в русской музыкальной культуре ассоциируется с тревогой, разлукой, гибелью, а в более поздний период появляются уже более романтичные, спокойные образы воды.

Значение воды в жизни человека столь велико, что это не могло не найти свое отражение в русской культуре. Причем все это возникло еще до научного обоснования важности воды.

Люди всегда это знали: когда призывали дождь на свои посевы; когда плыли по рекам и морям и заклинали волны не губить их лодки; когда после тяжелого труда в жаркий день с наслаждением пили студеную ключевую воду; когда смотрели на тихую водную гладь и верили, что все печали пройдут; когда встречались с любимыми у родников с прозрачной водой.

Люди пели об этом, рассказывали сказки, пословицы и поговорки. Каждое поколение старалось передать своим потомкам самую главную народную мудрость: вода есть жизнь.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *