Жизнь всего живого на планете зависит от воды. На протяжении всей истории человеческие поселения возникали вблизи водных источников. Но для некоторых людей водная гладь стала еще и местом работы.
Водных профессий очень много, каждая из них имеет важное значение. Но сегодня хочется особо отметить сильных, надежных, отважных людей — подводников.
С чего все началось
Свою историю подводный флот ведет с 19 марта 1906 года, когда с Его, императора Николая II, Высочайшего соизволения морским министром был подписан приказ включить в корабельный состав флота подводные лодки.
В начале своего пути российский подводный флот имел всего 10 простейших маломерных субмарин, и тем не менее они сыграли важную роль уже в Первой мировой войне. Экипажи подводных лодок того времени формировались только из добровольцев, зачастую на них смотрели как на «смертников», ведь степень потенциальной опасности была много выше, чем в большинстве профессий.
Условия службы на первых субмаринах были крайне тяжелыми: в отсеках был постоянно спертый воздух, несмотря на то, что его температура не превышала температуру забортной воды, сырость, постоянная угнетающая качка.
Один из первых выпускников школы подводников В. А. Меркушов вспоминал: «Мало кто из офицеров флота мечтал о службе на подводных лодках, едва двигающихся, плохо погружавшихся и таящих в технической неразработанности массу неприятностей… Тем не менее к началу войны все же мы имели достойный и хорошо подготовленный личный состав».
В конце 1907 года начальник отделения русской статистики Морского генерального штаба А. Колчак выступил в Санкт-Петербургском морском кружке с докладом «Какой нужен России флот?». Он утверждал, что подводным лодкам не может быть места в российском флоте: «Идея замены современного линейного флота подводным может увлечь только дилетантов военного дела. Специально минный или подводный флот — фиктивная сила…».
В ответ на заявление Колчака в той же аудитории выступил лейтенант И. И. Ризнич. Он прочел лекцию «Подводное плавание и его значение для России». Серьезная аргументация в пользу подводного флота была представлена и командирами некоторых подводных лодок.
Время все расставило по местам. Подводный флот оказался не только не лишним, он сыграл значительную роль в судьбе России. Первые подводные лодки назывались «Окунь», «Волк», «Акула», «Тюлень». Первыми командирами -подводниками были М.Н. Беклемишев М.Н., Ризнич И.И., Китицын М.А., Меркушов В.А., Мессер И.В., Власьев С.Н. Их имена навсегда вошли в историю русского подводного флота.
Роль подводного флота в Великой Отечественной войне
Уже к началу второй мировой войны (1 сентября 1939 года) по количеству подводных лодок Военно-Морской флот СССР занимал первое место в мире. В годы Великой Отечественной войны советские субмарины выполняли очень важные боевые задачи: обеспечивали сохранность морских коммуникаций, устанавливали мины, перевозили людей и грузы, обеспечивали навигационное обеспечение морского флота, выполняли разведывательные и дозорные операции.
Огромную роль боевой подводный флот играл в районах Крайнего Севера, где пролегали основные пути снабжения немецко-фашистских войск боеприпасами, обмундированием и продовольствием. Именно действия советского подводного флота помешали немецкому командованию захватить Мурманск еще в 1941 году.
Активность подводников на Балтийском и Черном морях вынуждала противника значительно сокращать перевозки водным путем. Отдельные действия советских подводных лодок наносили особенно сильный урон врагу.
Так, в январе 1945 года подводная лодка Балтийского флота «С-13» атаковала и потопила огромный лайнер «Вильгельм Густлов». Командир «С-13» капитан III ранга А.И. Маринеско был включен в список личных врагов третьего рейха. Подобная ситуация произошла в апреле 1945 года, когда в результате торпедного удара, нанесенного подводной лодкой «Л-3» (командир — капитан III ранга В.К. Коновалов) затоплен крупный немецкий транспорт «Гойя».
Задача по сохранению и восстановлению морских коммуникаций, особенно в районах особо важного стратегического значения, также выполнялась силами подводного флота. Обладая способностью к скрытым действиям, субмарины обеспечивали советское командование своевременными разведывательными данными.
По разнообразию выполняемых задач подводные лодки — это универсальная сила флота. Сегодня в арсенале морского флота находятся мощные, оснащенные по последнему слову техники, субмарины.
Особенности быта подводников
Безусловно, современные подводные лодки являются более комфортабельными, чем их предшественницы. Но и они имеют сложные специфические особенности, с которыми экипажу приходиться мириться.
Первое, что бросается в глаза всем, кто хотя бы раз побывал на борту подлодки — это теснота. К обустройству субмарины подходят с точки зрения экономии пространства: все очень компактно, узко и, конечно, не всегда удобно. Узкие коридоры сверху донизу заполнены приборами и оборудованием. Есть они даже в спальных помещениях.
На небольших подводных лодках некоторые помещения могут поочередно выполнять несколько функций. Например, столовая в случае необходимости может быть операционной, а торпедный отсек — тренажерным залом.
Спальные места очень узкие, причем они не всегда расположены в отдельных спальных комнатах. Иногда они находятся в самых неожиданных для непосвященных местах, причем их количество может не соответствовать количеству членов экипажа. Это предусмотрено опять-таки с целью экономии пространства, ведь распорядок дня на подлодке своеобразный: всегда есть тот, кто не спит.
Для того, чтобы снизить стрессовую напряженность для экипажа из-за тесноты, искусственного освещения, на субмаринах используется любая доступная возможность. Один из таких способов — отличное питание. Рацион моряков-подводников очень хорошо сбалансирован, разнообразен. Пища готовится на один прием, поэтому блюда всегда свежие. Продуктовые запасы на подводной лодке включают в себя икру осетровых, красную рыбу, свежие фрукты и овощи (в длительных походах их используют в первую очередь, затем переходят на консервированные), кофе, шоколад.
На подводных лодках первого поколения одной из проблем был дефицит чистой питьевой воды, так как невозможно было разместить на борту необходимый запас, особенно если поход предстоял длительный. На современных подлодках установлены мощные опреснители, поэтому членам экипажа обезвоживание не угрожает. Однако, качество получаемой в опреснителях воды оставляет желать лучшего, поэтому максимально возможный запас питьевой воды все же имеется на борту.
Интересно, что хлеб перед походом загружается в замороженном виде. Затем по мере необходимости извлекается из морозильных камер, помещается на некоторое время в печь, и на попадает на стол моряков почти в свежем виде. Раньше хлеб не морозили, а пропитывали спиртом. В печи спирт выпаривался, а буханки выглядели, как только что испеченные.
Вопросы гигиены в условиях тесных замкнутых пространств подлодок обозначены очень четко и выполняются неукоснительно. Как правило, большая часть субмарин оборудована только душем, на очень крупных имеются сауны или даже небольшие бассейны. По вполне понятным причинам серьезное внимание на лодках уделено обустройству гальюнов, которые имеют два режима: надводный и подводный.
От размеров судна зависит и организация досуга. Но даже на самых маленьких всегда есть место для отдыха и уголок с парой гантелей для физкультуры.
Подготовка подводника
Служба на подводной лодке по плечу далеко не каждому человеку. Здесь нужно очень крепкое здоровье, серьезная физическая подготовка и психологическая устойчивость. Кроме того, необходимо обладать специальными знаниями и навыками обращения со сложной техникой. Работа на подводной лодке — это почти перманентное состояние повышенной опасности.
Одной из самых значительных особенностей службы на подлодке является почти полная изоляция от окружающего мира. Люди находятся на борту большой стальной коробки, которая на длительное время погружается в морскую бездну. Они долго не видят солнечного света. Кроме того, на подлодках очень шумно. Большая часть команды не знает, где они находятся в данный момент и на какой глубине. На борту нет интернета и телефонной связи. В таких условиях отмечаются серьезные психологические нагрузки.
До того, как моряк станет членом экипажа подводной лодки, он проходит продолжительное обучение, включающее знание технических особенностей работы судна. Кроме того, подводники проходят курс обучения навыкам службы в экстремальных условиях при внештатных ситуациях, таких как возгорание, серьезные неполадки приборов и другие.
Одним из ключевых правил взаимодействия членов команды является способность отвечать за свои решения, понимать, к чему они могут привести. Только за счет психологической устойчивости, профессионализма, выдержки и готовности принимать быстрые решения команда способна выполнить поставленные задачи.
Любовь к морю
У каждого подводника свои, субъективные чувства к морским просторам и глубинам. Здесь и восхищение, и любовь, и восторг, и уважение. Подводники не говорят о страхе, возможно потому, что им присуще чувство единства с водной бездной, недоступное нам, непосвященным.
У писателя-мариниста Николая Черкашина есть такие слова: «Профессия подводника — это нечто большее, чем умение защищать Родину. Ее защищает и боец с ружьем. Это еще и великая любовь к морю, к океану. Любовь почти платоническая. Очень трудно любить море, видя его разве что в перископ, ощущая его по стрелкам приборов. Но именно так любят море подводники — из его глубины».
С праздником, сильные духом и отважные моряки! С днем подводника! И пусть число погружений всегда равняется числу всплытий!